Однако белорусские власти решили финансово поддержать Минский автомобильный завод, БелАЗ, Гомсельмаш и Минский тракторный завод, чтобы хотя бы до выборов дотянуть без существенных сокращений.
По итогам пяти месяцев падение производства машин и оборудования составило 29,2%. Темпы падения увеличиваются с каждым месяцем.
Причиной сложившейся ситуации в отрасли называются экспортные проблемы. По оценке экспертов, для потребностей внутреннего рынка производственные мощности машиностроительных гигантов избыточны.
«Экспорт МАЗа более чем на 60% зависит от российского спроса, который в условиях действия санкций сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, — отмечается в обзоре «Беларусь в фокусе». — Поставки МТЗ и Гомсельмаша увязаны с объемами государственных субсидий сельскому хозяйству России, а в текущем году из-за бюджетного дефицита финансовые ресурсы предприятиям российского АПК выделяются в недостаточном количестве».
Оптимальным вариантом выхода из сложившейся критической ситуации эксперты «Беларусь в фокусе» считают сокращение производства до уровня текущих продаж. БелАЗ уже снизил выпуск карьерных самосвалов в два раза, МАЗ сократил в 2,2 раза производство грузовых автомобилей, Гомсельмаш уменьшил почти в шесть раз производство зерноуборочных комбайнов.
«Столь значительное сокращение производственных показателей требует и соответствующего снижения численности рабочего персонала», — отмечается в обзоре.
Однако с учетом негативной социально-экономической ситуации в стране белорусские власти не готовы пойти на значительное сокращение трудовых коллективов.
По прогнозам экспертов, содержание избыточных рабочих мест будет происходить за счет дальнейшего наращивания убытков предприятий, которые государство частично компенсирует посредством выделения кредитных ресурсов и субсидий из бюджета.
А после проведения выборов оптимизация численности трудовых коллективов будет продолжена, поскольку восстановление сбыта в машиностроении не просматривается в кратко- и среднесрочном периоде.